Thursday 26 November 2009

ЦЮРИХ - ПАРИЖ 17-29 декабря 2008 г

;'

Р О Ж Д Е С Т В О В П А Р И Ж Е

ЦЮРИХ - ПАРИЖ

17-29 декабря 2008 г


Дорогие друзья, как вы уже поняли /а многие и знали /, я снова пустилась в путешествие и на этот раз по предрождественской и рождественской Европе. Рождество в Париже - что может быть прекраснее ! - a я сначало сопротивлялась и Андрей с Наташей меня уговаривали

Но по-порядку. Андрюшин приятель и соавтор Митя Маслов - профессор университета во Флориде - несколько месяцев прошлого /уже / года провел в Париже, он снимал там квартиру, она была оплачена до конца года, а сам он и его семья вернулись в Америку в середине декабря и Андрей стал меня стал уговаривать воспользоваться этой пустой квартирой. Тут как раз позвонила Инна Черкасова из Цюриха , я спросила ее, не хотят ли они с мужем поехать вместе со мной в Париж и они с радостью согласились. Инна -моя старая московская подруга - замужем за швейцарским журналистом Романом Бергером, в 90-х он работал в Москве, где они и познакомились и поженились /я даже был на их свадьбе /, сейчас они живут в Цюрихе. Но связи мы не теряем и они даже дважды были у меня в гостях, когда путешествовали по Америке.Они хотели, чтобы я и к ним заехала и мы так и составили маршрут -сначало я лечу в Цюрих на 3 дня, затем мы все вместе на скоростном поезде едем в Париж.на 8 дней. Роман всем говорил что у нас будет ''дом в Париже''.

Узнав о моей предстоящей поездке, к нам присоединилась и моя медисонская приятельница Надя Винокур, она была в Париже уже много-много раз, но пропустить такую возможность не могла. Она прилетела прямо в Париж 23-го декабря, т.ч. пробыла там совсем немного, всего 6 дней.

Сначала о ПРОИСШЕСТВИЯХ, сопровождавших, к сожалению, поездку. Они начались уже за дней 10 до от'езда : Инна должна была срочно вылететь в Москву спасать своего бывшего мужа Сашу Черкасова, отца ее дочери Ани. Спасти Сашу в этот раз было невозможно - запущенная онкология, но его удалось положить в приличную больницу /естественно, за деньги/ , обеспечить ему помощь и достойный уход. /вскоре после Нового Года он скончался /. Из Москвы Инна вернулась только за день до от'езда в Париж, вся на нервах, да к тому же она в Москве перенесла грипп и все его последствия в виде насморка, кашля и слабости испытывала всю поездку. Я еще раз восхитилась Романом, который ее нервно-болезненное состояние, звонки в Москвы и пр. воспринимал спокойно и с пониманием.

Вторая история -мой полет в Цюрих пришлось отложить на сутки , т.к. из-за снегопада автобус, на котором я ехала из Медисона в аэропорт Чикаго, вместо положенных 3-х часов шел 6 и я приехала в аэропорт с огромным опазданием , и хотя самолет мой еще не улетел, но посадка была уже закрыта. Пришлось ночевать в гостинице и улетеь мне удалось только через сутки. Но может, это и ничего, т.к. Инна прилетела в Цюрих из Москвы только за час до меня.

И, наконец, последнее /и самое неприятное /приключение - приехав в Париж в субботу вечером, открыв квартиру и поставив вещи, мы решили пойти покушать и вышли все из квартиры, не взяв ключи. Замок захлопнулся и только тут мы с ужасом сообразили что наделали. Описывать весь ужас произошедшего, нашу беспомощность и кучу ошибок, которые мы сделали, не хочется. В результате мы приняли худшее из возможных решений - приехавший из соответствующей службы парень в одну минуту сломал замок, открыл дверь и предложил нам поставить новый, причем безумно дорогой. Цену называть не хочу, она зашкаливает за все разумные пределы, но делать нам было нечего и мы согласились. Потом были долгие переговоры с Америкой, с Митей Масловым, передача новых ключей в разные места,где они должны храниться /и где были, как мы уже поздно выяснили ,ключи


- 2 -


от старого замка/, передача ключей людям, которые должны были в'ехать сразу после нашего от'езда и др. и пр. И в завершение эпопеи с ключами -таинственное исчезновение последнего ключа, который я должна была привезти в Америку и выслать Мите для хозяев квартиры - ключ пропал у меня из косметички, которую я обнаружила открытой после прохождения контроля в Парижском аэропорту. Я тут же побежала обратно на контроль, девушки там облазили все, снова пропустили мою сумку через машину, чтобы посмотреть не завалялся ли ключ где-то под подкладкой, но , увы, я его так и не нашла.

Не обошлась без приключений и Надя - она вообще носит у нас кличку ''Епиходов'' или ''33 несчастья'' /из ''Вишневого сада''/, т.к. с ней постоянно что-нибудь случается. Так и тут - 24-го вечером мы поехали на Елисейские Поля полюбоваться иллюминацией , Надя споткнулась и очень сильно разбила коленку, нога вся посинела и ей было трудно ходить .Все эти неприятности отразились, конечно, на нашем настроении, но мы все постарались поменьше об этом думать и наслаждаться тем, что нам выпало.

Итак, начала я с ЦЮРИХА, где меня встретил Роман и только час назад прилетевшая из Москвы Инна, и мы поехали к ним домой. Накануне в Цюрихе выпал снег - абсолютно невозможная погода для этого города с мягким и теплым климатом, но это случилось и прилети я накануне Роман встречал бы меня без машины, он сказал что побоялся бы ехать и вызвал бы такси.. Но за сутки снег на магистралях уже растаял, оставался лишь на обочинах и на траве.

Цюрих - город небольшой и компактно расположенный , население всего 360 тысяч / при этом по количеству населения он самый крупный город в Швейцарии /. В интернете я прочитала что Цюрих признан лучшим городом в мире по качеству жизни согласно результатам неоднократных международных опросов. Порадуемся за Инну, которой выпало там жить./ Кстати, похвастаюсь, наш Медисон с населением тоже около 300 тысяч несколько раз завоевывал такое же звание по Америке / .

Мое прибывание в Цюрихе было сокращено на день, к тому же Инна чувствовала себя плохо, лежала весь день и бедный Роман разрывался между ролью гида для меня , хозяйством и лечением Инны.Живут они в тихом районе, в 3-х -этажном доме, занимают там 2 -й этаж, а на первом и третьем - хозяева и еще одна семья врачей из Германии. Машиной в городе они почти не пользуются, мимо них идет трамвай, на нем и ездят.

В Цюрихе я второй раз, в 99-м мы с моей дорогой подругой Милой Поспеловой были там несколько часов, когда встретились и поехали из Германии в Швейцарию на 2 дня. И ,как я поняла сейчас, все главное в Цюрихе мы тогда же увидели — Банхоштрасс — самую дорогую улицу в мире, где расположены главные банки и дорогие магазины; Фраумюнстер - церковь Богородицы, построенную в начале 18-го века, с витражами Марка Шагала /1970 год/ , который любил Цюрих; кирху Святого Питера /13-й век/ , на башне которой установлены самые большие в мире часы ; здание вокзала /19-й век/, куда мы тогда с Милой приехали с горного курорта и откуда уехали обратно в Германию, а сейчас мы с Романом пили горячий глинтвейн /скоро Рождество/ и побродили по рождественскому базару там. Побродили мы и по берегу реки Лиммат, вдоль которой расположены впритык друг к другу красивые и аккуратные 4-5-этажные дома конца 19-го века с остроконечными крышами; внизу у большинства магазинчики или склады, а верхние этажи жилые. Такие же дома стоят на узких улочках старого города и на широких площадях, куда эти улочки выходят. Зашли мы в русский книжный магазин, который возглавляет приятельница Романа и Инны, биолог из Питера - она приехала в Цюрих заниматься наукой, но вынуждена была сменить специальность и , вроде, довольна. Выбор книг там отличный, но цены значительно выше московских и даже выше, чем в Нью-Йоркских книжных. Я купила пару книг, а когда она перевела стоимость в доллары, то пожалела, но было уже поздно. Недалеко от этого магазина дом , где на уровне то ли 2-го, то ли 3-го этажа написано что тут жил В.И. Ленин /''Ленин в Цюрихе'' /, а вот кафе, в котором В.И. любил сидеть и работать уже нет. Не могу сказать что это меня очень огорчило.


- 3 -


Во второй половине дня я одна отправилась погулять, поднялась на гору над Инкиным домом, пошла по идущей вдоль горы прогулочной дорожке, откуда открывается красивый вид на город, который уже зажигал многочисленные огни. Поразили меня расположенные ниже дороги ''садовые участки'', а скорее даже огороды - небольшие огороженные участки земли, на котором иногда стоит какая-то хибара или сарайчик, иногда нет, только какие-то бочки, ящики и пр. Подобные участки мы видели и вдоль железной дороги, когда назавтра поехали на поезде в Париж, и это совершенно не вязалось с аккуратными швейцарско-немецкими городками, мимо которых мы проезжали. Роман и Инна рассказали мне что это и откуда, а я потом добавила из Интернета.

Подобные садовые участки возникли в 19-ом веке в Германии и они называются Шребенгартен - сады Шребера - по имени немецкого неврoпатолога и детского врача из Лейпцига Даниэль Горлиб Мориц Шребера . Берлин в это время массово застраивался доходными домами, куда приезжие набивались как сельди в бочку. Эти жилища получили прозвище "наемных казарм", что образно говорит о том, в каких условиях ютились там работяги и их семьи. Некоторые ответственные германские медики были озабочены здоровьем детей, вынужденных жить в этих условиях, и в начале 19-го века выступили с революционным для тех лет требованиями дать детям возможность побыть на природе, поиграть на маленькой лужайке, а не в городском дворе — колодце, отвлечь от дурного влияния улицы.К тому же многие взрослые ,несмотря на свое промышленное настоящее, не до конца забыли об аграрном прошлом и с восторгом хватались за возможность в охотку поковыряться в земле . Отсюда еще одно название -''сады для рабочих''.

Одним из первых с этими призывами выступил доктор Шребер. В его честь первое в Саксонии садовое товарищество было названо ''Шребергартен'' и это название до сих пор употребляется и в Германии, и в Швейцарии.

Эти участки образовывали целые колонии на окраинах городов. По правилам там нельзя строить никакого жилья и даже запрещено ночевать. Но можно привести множество примеров того, как эти крошечные садики с миниатюрными, почти игрушечными домиками выручали горожан в трудные годы. После Первой мировой войны и распада Германской империи, когда в городах остро не хватало продовольствия, "шребергартены" спасли не одного немца от голода. Затем последовали затяжные экономические неурядицы, бешеная инфляция и кризисы. И только массовая раздача таких участков помогла очень многим пережить тяжкие времена. После Второй мировой войны крупные германские города лежали в руинах, и "шребергартены" посильно помогали справиться с мучительной нехваткой жилья. Сейчас, разумеется, ни экономической, ни социальной роли они уже не играют. Но их значение как места отдыха и осмысленного проведения свободного времени трудно переоценить. Равно как и их роль в сохранении экологического баланса в большом городе.

В Цюрихе я провела мало времени, так что узнала о нем ,в основном, из рассказов Инны и Романа, что и попытаюсь обобщить. После первого приезда 10 лет назад у меня сложилось впечатление что Цюрих скучноватый город, где жизнь замирает сразу после закрытия банков и дорогих магазинов /в этом нас с Милой убеждал ее сын Федя, который неоднократно бывал тут по делам своего банка /. Инна же ,напротив, говорит что Цюрих очень динамичный город и многие именно по этой причине переезжают сюда из других городов Швейцарии, например, Базеля. Цюрих называют культурной Меккой; в 19-м и 20-м веке сюда стекались лучшие писатели, художники, композиторы; в начале 20-го века тут зародился дадаизм ; тут много музеев /я не попала ни в один/, театров, концертных залов, множество ночных баров, клубов, дискотек.


- 4 -


За последние годы в Цюрихе появилось очень много людей из России и стран СНГ, кто-то приезжает по бизнесу, кто-то вообще переселился сюда. Тесные связи с российским бизнесом привели к повышенному интересу к русскому языку и Инна оказалась очень востребована - она дает уроки русского сотрудникам одного из крупнейших швейцарских банков / он находится в 3-х трамвайных остановках от ее дома/, которым приходится общаться с русскими клиентами, работает там и как переводчица. Инна и Роман рассказали мне несколько забавных историй, связанных с ее переводческой деятельностью, которая, кстати, частично ограничена из-за того что Роман - журналист и банк боится утечки информации. Но Роман соблюдает правила — он мне сам рассказывал что один раз Инна переводила переговоры с каким-то русским бизнесменом, которого для этой встречи привезли из тюрьмы и он знал об этом; а через несколько дней они прочитали в газете что этот человек купил какие-то предприятия в Швейцарии и Роману очень хотелось дать информацию о тюремной эпопее бизнесмена, но он не имел на это права. А один раз Инну ночью разбудила полиция и попросила приехать на аэродром для перевода; оказалось что некий молодой человек, проработавший довольно долго где-то ,кажется, в Южной Америке и возвращавщийся домой в Россию через Цюрих, где должен был ждать пересадки, и не имевший швейцарской визы, умудрился выдти в город, купить там спиртное, вернуться на аэродром, снова выдти в тот же магазин, чтобы они ему упаковали правильно бутылки - его иначе не хотели пропускать в самолет. И лишь при повторной попытке пройти на территирию аэропорта он был задержан , тогда и была вызвана переводчица. Виноваты были все - и парень, и охрана аэропорта, так что дело как-то замяли.

Инна интересно рассказывает про местную элиту : они ведут себя очень скромно; в общественных местах, в театре, на концертах не принято появляться в дорогих туалетах, демонстрировать драгоценности - это они себе позволяют лишь на семейных встречах или сборищах для узкого круга. В последнее время стало принято на Рождество - один из важнейших тут праздников — уезжать в небогатые монастыри и там скромно отмечать этот праздник. Инна считает это следствием глубоко укоренившегося демократизма. Можете не сомневаться что немало ''проколов'' на счету ''новых русских'' и их жен и подруг, которые привыкли демонстрировать дорогие покупки, наряды и драгоценности.

Ну вот, пожалуй, и все, что я могу рассказать о Цюрихе, но нам пора в Париж, скоростной поезд уже подан и мы занимаем места согласно купленным Романом заранее билетам. 6 часов езды и вот мы уже на месте, такси везет нас по указанному адресу и скоро мы входим в квартиру, которая стала нашим домом на следующие 8 дней. О том кошмарном событии ,которое случилось сразу после нашего приезда, я уже писала, повторяться не буду.

ПАРИЖ. Предоставленная нам квартира находилась в комплексе, названном ''Олимпиадос'', хотя ни к какой олимпиаде он отношения не имел, но построению напоминает ''Олимпийскую деревню''. На обширной платформе расположены несколько высотных /более 20-ти этажей/ довольно стандартных и не очень интересных в архитектурном отношении домов, магазины, рестораны, службы быта и пр. Платформа поднята над улицей и связана с ней лестницами, эскалатором , лифтом; машины в'езжают в подземную часть, в гаражи ; на платформе машин нет. Это 13-й район Парижа, но с центром он соединен новой , современной и очень удобной скоростной линией метро, т.ч. в центре мы были уже через 15-20 минут после выхода из дома. Рядом довольно оживленный и шумный китайский квартал /я раз туда забрела в поисках наиболее выгодного пункта обмены валюты /, да и в нашем комплексе встречалось немало выходцев из Азии, а большинство ресторанов тут носят азиатские названия.

Описывать Париж — дело неблагодарное, все сами все знают, видели, читали, да и я тут уже 3-й раз за последние 14 лет. Поэтому я напишу только о том, что меня больше всего в этот раз поразило, удивило, заинтересовало и пр. И постараюсь побольше об этом узнать



- 5 -


из разных источников, так что эти записки еще в какой-то мере - поиск и сбор информации, которая,надеюсь, вам всем тоже будет интересна..

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПАРИЖ. Рождество для Западной Европы очень важное время, время семейных встреч и время путешествий,обычно всей семьей. Наша линия метро проходила через 2 крупных вокзала - там у нас была пересадка - и в предрождественские и в предновогодние дни в метро, и особенно на этих станциях, было очень много народа с чемоданами и сумками, спешивших на поезда из Парижа, а также людей , приехавших в Париж. На улицах было очень многолюдно, никуда не уехавшие парижане гулялили с детьми, катали их на каруселях /огромное количество каруселей на центральных площадях, явно нарушающих их исторический вид, поразило меня еще в прошлый приезд, в 2004-м / , катались на катке , бродили по праздничным ярмаркам, гуляли в парках. Но и приезжих было огромное количество, и иностранцев в том числе: японцы дружно щелкали фотоаппаратами на улицах и в музеях; кругом слышны разные языки, немало попадалось и русских туристов; огромные очереди во всех главных художественных музеях. В последний день, 28 -го декабря я оказалась днем на площади около Лувра и была поражена количеством народа там; скорее всего, это были ''гости столицы'', парижанам там просто нечего было делать.

Праздничный Париж был очень красиво украшен, вечером на главных площадях и улицах зажигалась масса огней , около Собора Парижской Богоматери огромная, сверкающая огнями, елка. На здании мэрии /Отель-де-Виль/ были установлены какие-то периодически просверкивающие огни и это было очень красиво, а на Елисейских полях оба ряда деревьев украшены лампочками, да еще специальными горящими полосками и с деревьев как бы стекал огонь; в створ улицы попадал огненный круг - украшенная лампочками огромная карусель на Конкорде - Площади согласия. И народ гулял и любовался этой красотой, и мы - тоже.

ТЕАТРЫ,КОНЦЕРТЫ. В отличие от предыдущих поездок, в этот раз у нас почти ежедневно была ''культурная программа''. Тут и фортепьяный концерт /Шопен- Лист / в церкви Сэн Жэрмен дэ Пре ; прелестный концерт в небольшом театрике, который прятался в глубине двора на острове Сан- Луи /флейта и фортепьяно / ; грандиозный ''Реквием'' Моцарта с двумя хорами, солистами, оркестром в церкви Мадлен; и, наконец, балеты Бежара в Опере Бастилия. Надо заметить что меня удивил огромный интерес парижан /а возможно, и гостей / к вроде ничем не примечательным концертам : даже в захудалом театрике на острове Сан-Луи, где я думала мы будем одни, набрался почти полный зал; а чтобы попасть на концерт в'' Мадлен'', мы должны были выстоять очень большую очередь,тянущуюся вдоль забора и по ступенькам церкви; причем у абсолютного большинства уже были билеты, т.е. они уже приезжали раньше за билетами.

К музыкальным впечатлeниям нужно отнести и Григорианскую мессу в соборе Парижской Богоматери, куда меня повели Инна и Роман ранним рождественским утром . Я не заметила у Романа особой набожности, он вполне светский человек, но вырос он , в отличие от нас - безбожников, в католической среде и даже в детстве и юности помогал в храме во время богослужения. Там же он когда-то столкнулся с нынешним Папой Римским, который был тогда еще обыкновенным священиком. Так что он знал как себя вести во время мессы, Инна более - менее тоже, я же , честно сказать, чувствовала себя не совсем ловко, т.к. ни понимать что говорят, ни подпевать, ни креститься, ни вставать на колени,ни принимать причастие и т.д. не могла. Только слушала с огромным удовольствием хор, рассматривала собор и наблюдала за публикой. А музыка была великолепная, ведь недаром Григорианский хорал, получивший свое название от Папы Григория Великого / 540-604 / считается основой европейской музыки и его называют музыкальным учителем Европы.


- 6 -


Информация из интернета - все григорианские песнопения строго одноголосны. Голоса певчих должны сливаться в единое целое до такой степени, чтобы звучание хора максимально приближалось к звучанию голоса одного человека. Музыкальные средства направлены на решение главной задачи - передать особое состояние, когда мысли молящегося сосредоточены на Христе, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и внутренний покой. Музыкальные фразы песнопений - протяжённые, лишённые резких скачков в мелодии, покоряющие ровностью ритма - несут в себе глубокую умиротворённость и в то же время мерное, сосредоточенное движение. Они передают внутреннюю, молитвенную работу души в общении с Богом и прекрасно согласуются с архитектурой католического храма, все детали которой подчёркивают такое же неуклонное движение - по прямой от входа к алтарю.

Да, эти ощущения мне не даны, этому нужно учиться с детства, тогда всю жизнь будешь это чувствовать, а в религиозность людей, большая часть жизни которых прошла не только вне религии, но и в ее отрицании, как , например, у сегодняшних российских лидеров , я не верю.
Теперь о балете. Спектакль был посвящен памяти Мориса Бежара - он умер в ноябре 2007-го. Я и раньше немало слышала и читала о Бежаре, видела как-то по ТВ еще в Москве поставленные им балетные номера для Мариинского театра которые произвели на меня очень сильное впечатление, а сейчас, после возвращения из Парижа залезла в интернет и почитала что о нем говорили и говорят разные знающие авторы. Вот отдельные высказывания.

-Морис Бежар по праву считается хореграфом,определившим время. Обладатель великолепной интуиции и смелой фантазии, он знал каким языком должен говорить балет 20-го века

-- Для Бежара человеческое тело ...рабочий инструмент, его волнует игра мышц, ''текучесть '' линий и их изломы.В этом смысле он -Роден хореографии,''скульптуре'' которого подвластны самые разные темы.

-Вместе со своей трупой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима ,пение /или слово / занимают равное место.

- Бежар культивирует мужской сольный и массовый танец, порой даже передает женскую ведущую партию танцовщику и получает уникальный сплав силы и мощи с женственностью позы, па наполняются эротизмом и чувственностью.

И все это нашло отражение в этом спектакле,который включал 3 одноактных балета, поставленные Бежаром в 60-е и 70-е годы прошлого века и прошедшие уже много раз /от 25 до 190/

Первый балет ''Быть может ,это была смерть'' на музыку Рихарда Штрауса показался очень красивым, но достаточно традиционным, хотя и тут проявилась любовь Бежара к синтетическому искусству --в спектакле участвует певица, живой голос которой сопровождает все действие. По содержанию это реквием - на ступенях царства мертвых мужчине дана возможность собрать вместе 4-х возлюбленных женщин и он танцует с ними. Красивые дуэты, изысканные трио, квартеты и квинтеты с переплетением тел и судеб. И лишь дуэты с самой прекрасной и загадочной дамой в белом идут без музыки и вызывают тревогу; в об'ятиях белой дамы герой умирает, это и была ''смерть''

.Второй балет -''Жар-птица'' на музыку Игоря Стравинского имеет долгую балетную и музыкальную историю. Впервые он был поставлен Михаилом Фокиным в 1910 году, эскизы к костюмам делал Л.Бакст. Бежар ''содрал сусальное золото с лубочно-сказочной ''жар-птицы'' Фокина и поставил в Парижской опере сразу после майских барикад 1968 года спектакль о революции''. В сущности тут он следовал за Стравинским, который ненавидел цветистость своего раннего балета, после 2-й Мировой Войны переделал его в оркестровую сюиту и придумал главную метафору, вдохновившую Бежара: ''Жар-птица -это Феникс, который возраждается из пепла; поэт и революционер- это жар- птица''.У Бежара среди одетых в синюю униформу бойцов появляется алый феникс / мужская


- 7 -


партия / - поэт,которого невозможно уничтожить. Иногда пишут, что главный герой - партизан. .

Третий балет -''Весна священная''на музыку того же Стравинского тоже имеет долгую и знаменитую судьбу; он создавался в едином содружестве композитора, хореографа Вацлава Нижинского и художника Николая Рериха. Стравинский дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Нижинский положил в основу танца резкие прыжки, взмахи, топочущие движения, которые своей неуклюжестью вызывали представление о чем -то диком, примитивном. Славянский языческий обряд у Нижинского заканчивался жертвоприношением избранницы.

''Весна священная'' Бежара - абсолютно условное прочтение балета, он не привязывался ни к какой эпохе, историзму, он вне национальных рамок; есть только два начала — мужчина и женщина . Бежар ''видел'' в музыке Стравинского историю возникновения человеческой любви - от первого робкого порыва к бешенному плотскому, животному пламени чувств.

''Бежар придал композиции классическую стройность, распрямил тела танцовщиков и заменил жертвоприношение актом совокупления '' -так написал Рудольф Нуриев, который танцевал в 1971 году с трупой Бежара ''Балет ХХ века''.

По многочисленным отзывам ''Весна священная'', поставленная еще в конце 50-х годов начинающим тогда хореографом, перевернула представление о балете во всем мире.

Могу сказать в заключение,что я счастлива, что мне удалось посмотреть эти шедевры мировой хореографии, ставшие классикой балета ХХ века .


МУЗЕИ, ВЫСТАВКИ. Еще собираясь в поездку я решила что не пойду в главные музеи, где была в прошлые разы, а пойду туда, где еще не была - музей Родена, в оперу Гарнье, Оранжери, на выставку Пикассо и пр. Все намеченное выполнить я так и не смогла, не успела, и ,конечно, не удержалась и все-таки пошла в последний день ''подышать'' импрессионистами , особенно любимым Ренуаром, в музей Орсе .

Роденовский дом -музей прелестен,хотя Роден в большом количестве представлен и в Орсе, и в Мерополитен-музее в Нью-Йорке, в Вашингтоне и вообще во многих музеях мира.

Музей Оранжери открыли в 1927-м в бывшей императорской оранжерее сада Тюильри. Главная приманка собрания — панорамные картины Клода Моне «Кувшинки», которые были переданы художником государству с условием, что они всегда будут экспонироваться вместе. Овальный зал Оранжери , точнее два соединенных зала с застекленным потолком, как нельза лучше соответствуют замыслу Моне и картины экспонируются при естественном освещении.
Куратор музея Филипп Сонье назвал овальный зал Оранжери «Сикстинской капеллой импрессионизма». По его словам - это святилище искусства, где с потолка льется спокойный свет, а вся поверхность плавно закругляющихся стен отдана живописи, производит возвышенное, умиротворяющее впечатление на посетителей.
Действительно, удивительно светлое место и очень светлая коллекция живописи. Музей светлый и по интерьеру, и по ощущениям, особой ауре, настроению... Живопись пронизана светом...
В музее также экспонируются работы Ренуара ,в т.ч. знаменитые ''Купальщица'' и ''Габриэль'' ; почти два десятка первоклассных работ Сезана, картины Модельяни, Анри Руссо, Пикассо, Матисса, Мориса Утрилло и , что для меня было очень интересно, 22 работы Хаима Сутина..

Имя этого художника не числится в списках самых популярных, многие до сих пор даже не знают о нем. Тем не менее Хаим Сутин по праву является одним из величайших мастеров изобразительного искусства нашего века, он из тех, кто определяет духовное лицо уходящего 20-го столетия, его мятежные искания, внутренний духовный протест против кровавой мясорубки, уничтожившей миллионы и миллионы человеческих жизней и заставившей пересмотреть привычные представления о прекрасном.

- 8 -

О Сутине мне впервые рассказала моя мама, которая видела его работы то ли в Америке, то ли в Европе, и я с тех пор заитересовалась этим художником и стараюсь, где только возможно, посмотреть его работы. Читала что большое собрание картин Сутина хранится в музее Барнса в Филадельфии - приехав в 1923 году в Париж коллекционер Альберт Барнс , пораженный силой трагического мироощущения художника, купил все, что было у диллера, и нищий, голодный и несчастный Сутин в одночасье разбогател и стал известен в мире. Но мне никак не удается попасть к Барнсу, хоть пробывала уже несколько раз. Интерес к Сутину подогрели и просветительские рассказы о Модельяни и его окружении, в которое Сутин входил, которые вела несколько вечеров в ноябре-декабре моя приятельница Галя Герчикова тут у нас в Медисоне.

Тематика картин в музее Оранжери обыкновенная - портреты, натюрмотры, пейзажи, необычен стиль - деформированный и экпрессионистский; это искаженный мир в кривых зеркалах.. На портретах /''Маленький кондитер'', портрет Emile Leijeune / головы и лица искажены, большие уши, вытянутые шеи; дома на нескольких пейзажах тоже искажены, скособочены; на натюрмортах с кусками мяса и другими продуктами мазки на холст нанесены густыми и темными красками. Кстати, я читала что любовь Сутина к натюрмортам с продуктами может быть связана с навязчивыми воспоминаниями о долгих голодных годах.

Искусствоведы пишут что Сутин не имел школу и не принадлежал формально ни к какой группе, но мне кажется что в его картинах, которые я видела в Оранжери, чувствуется влияние Ван-Гога и его друга Модеьяни. Кстати, после смерти Модельяни и самоубийства его жены, Сутин впал в глубокую депрессию, которая не оставляла его до конца дней и, скорее всего, отразилась на его творчетве.

По ''наводке'' Гали Герчиковой я попала и в небольшой музей скульптора Константина Бранкузи, который прилепился рядом с центром Помпиду — вот туда я ни за что и никогда не пойду, не принимаю эту ''архитектуру'' категорически.

Румынский скульптор Бранкузи , сотоварищ Пикассо, Модельяни, Шагала - родоначальник абстракионизма в скульптуре . Его творчество оказало значительное воздействие на развитие современной скульптуры.

Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения , он акцентировал фактуру использованных им скульптурных материалов, отдавая предпочтение гладко отполированным поверхностям камня и металла или шероховатости грубо отесанного, потрескавшегося дерева. Он часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями, например выставлял гладкую мраморную голову яйцевидной формы на подушке темного бархата или помещал отполированную до блеска металлическую или алебастровую рыбу на овальном зеркальном постаменте - эта скульптура стоит при входе в музей.

В Париже каждое утро Роман отправлялся за свежим багетом и за свежей газетой, а потом пересказывал нам что там пишут . И почти каждый день что-нибудь писали о выставке ''Пикассо и мэтры''- одном из главных художественных событой года, которая проходил в трех Парижских музеях одновременно и представляла работы Пабло Пикассо и его великих учителей. На выставках представлено около 210 шедевров Пикассо и художников, творчеством которых он вдохновлялся: Эль Греко, Гойя, Веласкес, Рембрант, Кранах, Пуссен, Энгр, Тициан, Курбе, Делакруа, Сезанн, Гоген, Ренуар, Мане.

Картины для парижской выставки были свезены из 60-ти музеев и частных коллекций всего мира, при этом некоторые из них давно ии вообще никогда не покидали стены своих хранилищ. Так знаменитую ''Маху обнаженную'' кисти Гойи , последний раз вывозившуюся из Мадридского музея ''Прадо'' в 1930-м году, представили при одном условии -



- 9 -

хранящаяся в музее Орса ''Олимпия'' Мане должна была пересечь Сену и оказаться в Большом дворце рядом с ''Махой''. И вот они висят бок о бок в зале ''Великих ню'' -две картины, которые никто никогда не видел вместе, в том числе и сам Пикассо .Рядом с ними ''Венера с амуром'' Тициана, никогда не покидавшая Прадо, и другие шедевры из крупнейших музеев мира.

Проект оказался одним из самых дорогих в истории французских музеев: он обошелся организаторам в 4,5 миллиона евро, и пятая часть этой суммы пошла на страхование экспонатов. Но, как нам Роман читал из Парижской газеты, интерес к выставке огромен и можно надеяться на прибыль, которая будет использована на нужды музеев -организаторов.

Основная часть выставки была в Большом дворце / Гранд Палласе /, туда мы и отправились утром 27-го декабря, но оказалось, что мы не одни такие ''умные'', народу было очень много и предстояло простоять более 3-х часов на улице / так оценил дежурный полицейский /, что в не слишком теплую погоду было неприятно. Тот же полицейский посоветовал придти вечером - выставка в этот день работала до 11-ти, тогда народу должно поубавиться. Так мы и сделали, приехали после концерта, около 8-30, постояли минут 30 и попали. Жаль, конечно, что были к этому времени уже усталые, т.к. весь день провели в городе.

Как пишут кураторы, выставка организована по тематическому и хронологическому принципам и демонстрирует влияние великих художников на работы Пикассо. Рядом с каждой работой Пикассо находится одна или несколько картин других мастеров , с которым эта работа как -то связана. Я специалистом по Пикассо и вообще по живописи не являюсь и мне порой эта связь не была видна, хотя я понимаю что искусствоведы провели гигантскую работу при подготовки этой выставки и такая связь есть. Мне,например, было непонятно сопоставление портретов Пикассо с портретами Эль Греко, а уже сейчас я прочитала что ''диалог'' Пикассо с Эль Греко начался в 1899-м году и растянулся на всю жизнь и в ходе его Пикассо идентифицировал себя со своим великим собеседником, о чем говорит название одного из рисунков - ''Я, Эль Греко''.

В других случаях эта связь была более явной, так навеянная войной в Испании партина ''Натюрморт с черепом барана'' создана как отклик на гораздо более спокойный ''Натюрморт с головой барана '' Гойи

Один из шедевров выставки - великолепная серия вариаций на тему ''Менин'' Веласкеса. Это ''воистину гениальное и совершенное '' произведение преследовало Пикассо на протяжении многих лет и в период с августа по декабрь 1967 года он сделал 44 его копии. На выставке экспонируются 7 шедевров Пикассо.

В двух других парижских музеях выставки были посвящены увлечению художника другими шедеврами: в Лувре выставлены вариации на тему ''Алжирских женжин ''Делакруа, а в Орсе интерпретации ''Завтрака на траве'' Мане. Очередь там была тоже громадная ,правда, внутри музея, а не на улице.

Вот что написал об этой выставке художник Владимир Фокин :'' В Национальной галерее Гранд Палас мне довелось увидеть одну из самых уникальных выставок в жизни. Было представлено около 100 поздних работ Пикассо в сравнении с полотнами художников, которых он «переделывал под себя». Я и раньше видел картины Пикассо – в альбомах, в Эрмитаже, но в Париже было нечто другое. То, что я видел в Национальной галерее Гранд Палас, стоило того, чтобы приехать в Париж хотя бы ради его выставки. Я имел возможность воочию лицезреть, как Пикассо виртуозно в своем стиле обработал разные полотна своих предшественников - Гою, Веласкеса, Энгра, Мане, Руссо, чьи полотна экспонировались рядом. Посмотрев выставку этого гения в Национальной галерее Гранд



- 10 -

Палас из уважения к моему любимому художнику я выполз на коленках под аплодисменты очереди, которая была в три раза больше, чем в Лувр.''.

Выставка, конечно, очень итересная,но непростая, требующая внимательного просмотра и изучения. Мне остается только пожалеть что у меня было недостаочно времени и что я заранее не прочитала ''умные''слова искусствоведов , понадеялась что разберусь сама.

АРХИТЕКТУРА . В моем плане, кроме музеев, было также посещение Парижской Оперы. Само здание, архитектором которого был Шарль Гранье , я видела в прошлые приезды в Париж, но внутри побывать не удавалось. Думала что мы пойдем туда на какое-нибудь представление и заодно все рассмотрим, но ничего интересног в это время там не было и мы предпочли балеты Бежара в Опера Бастилия, а в Палас Гарнье пошли на экскурсию.

Свой современный облик здание "Гранд-Опера" получило в 1875 году, когда было закончено его строительство , которое велось 13 лет.. В результате получилось одно из самых интересных произведений архитектуры эпохи Наполеона III. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа - восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец". Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна.

Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками Исидора Пилза; свод оперы украшает божественная фреска руки Марка Шагала /1966 г./. И над зрителями летают коровы и лошади Шагала, а у меня от взгляда на них начинает щемить сердце.

Несмотря на всю несуразицу и разнообразие приемов, часто находящихся друг с другом не в ладу, здание в целом производит впечатление гармоничное и монументальное. Видимо поэтому в 1923 году его причислили к числу памятников архитектуры, охраняемых государством.

''Рука'' Гарнье, его стиль легко узнаваем и когда я увидела здание знаменитого казино в Монте-Карло, а позднее оерный театр в Рио-де-Жанейро, то сомнение в том, кто их автор не было.

Планировка Парижа и его архитектурный облик окончательно сложились в начале 20-го века,однако рост населения потребовал существенного развития города и в 60-е годы прошлого века было принято решение строить новые жилые и деловые кварталы вокруг столицы и сохранить исторический облик центра. Самым крупным и оригинальным из таких центров являвтся квартал Дефанс , о котором я и хочу рассказать.

Знаю что многие из тех, кто бывал в Париже /и даже не раз / туда не заглядывали, предпочитая старый город; я тоже не собиралась, но мена уговорила Инна, которая там побывала за пару дней до меня. Да еще мы не попали в то утро, как собирались, на выставку Пикассо, образовалась ''дырка'' в моем рассписании и ее надо было срочно заполнить, а была я недалеко и на той же линии метро; вот и поехала в Дефанс и не жалею о потраченном времени.Тем более что вообще люблю и интересуюсь современной архитектурой.

До 18-го века на этом месте стояли ветряные мельницы, а позднее образовалась площадь с монументом в честь обороны Парижа в 1871 году. Отсюда название района - Дефанс -

- 11 -

оборона.. В 1955-м году было решено осуществить грандиозный план по обновлению и застройке этого кваетала площадью в 160 га, заключающийся в создании делового центра, жилого квартала и в решении транспортной проблемы для упорядочения и разгрузки западного входа Парижа. Для реализации задачи были привлечены архитекторы, инженеры, скульпторы как из Франции, так и из других стран и использованы самые современные материалы и технические средства. Для разрешения транспортной проблемы и разделения потоков автомашин и пешеходов было решено соорудить огромную бетонную платформу для пешеходов длиной 1200м, спускающуюся уступами к Сене. Под этой платформой находится гигантский транспортный узел, включающий автодороги, железнодорожные пути, метро, вокзалы, автостоянку. Там же располагаются подземные этажи зданий, технические службы, лестниц и лифты для связи с поверхностью, галлереи для кабельных трасс и трубопроводов. А над платформой возвышаются башни, , в которых разместилось более 600 крупных фирм, банков и пр. и где работают около 100 тысяч человек, и жилые здания , где уже поселилось 20 тысяч человек. /Эта же идея -платформа воплощеня и в комплексе Олимпиадес, где мы жили, но в гораздо более скромных масштабах./

В 80-х годах на Дефансе появились небоскребы нового поколения, более утонченные архитектурно с выпуклостями и впадинами различной геометрической формы. Здесь и полукруглое здание, напоминающее половину глобуса, и огромный бетонный треугольник свода /218 метров / выставочного комплекса с выгнутыми дугами сторонами длиной более 200 м каждая, имеющий только 3 точки опоры; и самый большой в Европе торговый центр, по которому я долго бродила и даже кое-что прикупила; и башня высотой 178 м , фасад которой покрыт черным африканским гранитом , а дымчатые стекла стен вставлены в аллюминевые рамы оригинального профиля; и башня , для отделки фасада которой использованы 4 тысячи зеркальных панелей, отражения в которых создают иллюзию постоянного движения; и крестообразная башня , покрытая изящной сеткой черных рам, в которых заключы стекла зеленого цвета, и много других. Между зданиями хаотически разбросано 65 современных очень интересных скульптур , среди них красный стабиль Колдера /я еще не видела ни одного крупного города, где бы не было красных скульптур этого автора /, протянувшаяся над экспланадой как огромный диназавр, между лапами которого, как под аркой, проходят люди.

Завершением архитектуры района является гигантская арка, автор этого проекта датчанин Отто фон Спрекельсен. Вырезанный в середине на глубину 100 м колоссальных размеров куб, одетый в каркасский мрамор и дымчатое стекло, образованный двумя боковыми корпусами в 36 этажей и крышей, на которой расположена смотровая площадка и откуда открывается самый лучший вид на город - настоящее чудо строительной техники. Арка является порогом между городом и пригородом, их пограничным столбом и логически завершает историческую перспективы столицы, берущей начало в Квадратном дворе Лувра.Я гуляла там днем, но видела потом фотографии этой арки и других зданий в вечернем свете бесчисленного количества огней и это было великолепно.

На Дефансе я побродила и по огромной рождественской ярмарке, где произведения искусства соседствовали с палатками, где жарилась- парилась-варилась различная вкусно пахнущая еда; интересная деревянная африканская скуьптура продавалась бок-о бок с вязаными кофтами и шарфами, с керамическими и стеклянными изделиями, с очаровательными и смешными мелкими фигурками из гаек, диодов и сопротивлений и прочих деталей. Подобные ''изделия'' я неоднократно ведела на различных выствках и ярмарках у нас тут и каждый раз восхищаюсь фантазией и умением авторов. А недалеко от нас есть целый музей под открытым небом - музей на свалке, как мы его называем, где огромные скульптуры и целые группы выполнены из отживших свой век и выброшенных на свалку изделий. Тех, кто бывает у меня в гостях, я обычно туда вожу ,если погода позволяет, и все в восторге.

Вот ,пожалуй, это все, что я хотела вам , мои друзья, рассказать о своей поездке.

No comments:

Post a Comment